-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ann2012

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 24.02.2010
«аписей: 2407
 омментариев: 259
Ќаписано: 2742

»з истории авиасражений: красные соколы против "мушкетеров"

¬оскресенье, 04 ƒекабр€ 2011 г. 19:53 + в цитатник
Mig17-2s (335x219, 27Kb)
»стори€ участи€ советских военнослужащих в различных локальных войнах изобилует Ђбелыми п€тнамиї. ќсобенный интерес вызывает вопрос о роли ———– в многочисленных ближневосточных конфликтах. ƒо сих пор остаетс€ открытым вопрос, принимали ли советские летчики непосредственное участие в Ђсуэцкойї войне 1956 года. ’очу предложить свой взгл€д на проблему.
—оветска€ политика на Ѕлижнем ¬остоке 40-50-х годов богата неожиданными поворотами. ¬ 1948 году, когда встал вопрос о создании независимого √осударства »зраиль, именно позици€ ———– в ќќЌ обеспечила беспреп€тственное прохождение данной резолюции. ¬ ходе начавшейс€ практически сразу арабо-израильской войны —талин дал добро на отправку в ѕалестину людей, прошедших горнило ¬еликой ќтечественной. ¬ израильской армии того периода существовали Ђсоветскиеї танковые батальоны, а в ¬¬— числилось несколько летчиков и множество Ђтехнарейї, ранее служивших в советских ¬¬—. ¬се это объ€сн€лось надеждой советского руководства на то, что евреи Ђв благодарностьї тут же начнут строить социализм.

ќднако израильт€не, одержав победу в войне, повели себ€ совсем не так, как ожидал »осиф ¬иссарионович: вместо Ђравнени€ на ———–ї они стали искать дружбы с јмерикой. » вектор советской политики был резко переориентирован на арабские страны, прежде всего - на ≈гипет и —ирию. ”же к концу 1955 года в ≈гипет через посредничество „ехословакии было поставлено большое количество оружи€ и военной техники, а в числе прочего - примерно 200 новейших реактивных истребителей и бомбардировщиков.
— началом перевооружени€ египетских ¬¬— стало очевидно, что в короткий срок обучить новой и сложной технике большое количество малоопытных летчиков просто невозможно. ќднако обстановка в регионе накал€лась, и на высшем уровне было прин€то решение о массовой отправке в страну советских и чехословацких летчиков-инструкторов. ѕричем, советские военнослужащие (согласно постановлению —овета ћинистров ———– є1763-954 от 29 сент€бр€ 1955 года) отправл€лись не напр€мую, а оп€ть-таки через „ехословакию. ѕоэтому многие египт€не, служившие тогда в ¬¬—, и поныне уверены, что все иностранные инструкторы были исключительно чехами.
¬виду важности поставленной задачи дл€ выполнени€ Ђправительственного задани€ї отбирались только лучшие летчики, многие из которых имели опыт  ореи, были инструкторами в летных училищах или заводскими летчиками-испытател€ми. “аким образом, большинство современных самолетов египетских ¬¬— в 1955-56 годах пилотировали либо чехословацкие, либо советские летчики. ≈стественно, что им волей-неволей пришлось прин€ть участие и в начавшейс€ 29 окт€бр€ 1956 года второй арабо-израильской войне.

–ассказыва€ о советских летчиках, нельз€ обойти вниманием и состо€ние египетских ¬¬— к началу конфликта. ¬сего в строю числилось 160 самолетов, из которых только 69 считались боеготовыми и могли реально противосто€ть основному противнику - ¬¬— »зраил€ (Ђ’ель ’а'авирї). »стребителей ћи√-15бис насчитывалось всего 30 штук, сведенных в две эскадрильи. ‘актически этот истребитель успели как следует освоить всего несколько арабских летчиков. — более современными ћи√-17‘ вообще сложилась курьезна€ ситуаци€: к окт€брю 1956 года только один египт€нин - уинг-командер (или майор по прин€той в 1955 году Ђсоветскойї табели о рангах) Ўалаби эль-’иннави смог его облетать... ѕримерно так же обсто€ли дела и с экипажами дл€ »лов-28-х.
ќднако с началом войны ћи√и прин€ли активное участие в бо€х, разгоревшихс€ на —инае. “ак, 30 окт€бр€ ћи√-15 перехватили и повредили английский разведчик Ђ анберраї. ¬ тот же день арабские летчики провели серию эффективных ударов по наступающим част€м 202-й парашютной бригады »зраил€. —огласно воспоминани€м египт€н, советские инструкторы сами не участвовали в этих налетах, но Ђприложили рукуї к их планированию и техническому обеспечению.

»зраильское наступление развивалось очень быстро, и уже на следующий день советские летчики (возможно, по собственной инициативе, не дожида€сь указаний из ћосквы) вступили в бой. ѕоначалу это были только штурмовые удары. —итуаци€ изменилась 1 но€бр€, когда в ≈гипет в экстренном пор€дке перебросили группу летчиков-асов, которые Ђоседлалиї ћи√-17‘.  ак известно, в тот же день в войну вмешались французы и англичане, начав операцию Ђћушкетерї по Ђобеспечению безопасностиї (а точнее - оккупации) зоны —уэцкого канала. ”же 2 но€бр€ советские пилоты провели несколько воздушных боев, правда, безрезультатных.
Ќа следующий день нашим инструкторам удалось одержать по крайней мере одну воздушную победу. —огласно некоторым данным (правда, не подтвержденным никакими официальными бумагами), событи€ развивались следующим образом. ¬ полдень —ергей јнатольевич —инцов (воевавший до этого в  орее и записавший на свой счет три самолета противника) совместно с другим, к сожалению, пока неизвестным советским инструктором совершали патрульный облет акватории —редиземного мор€ севернее —уэцкого канала. ¬скоре они обнаружили одиночный турбовинтовой самолет, идентифицированный как британский палубный штурмовик ”эстланд Ђ”айвернї. ¬ результате внезапной атаки —инцова англичанин был сбит пушечной очередью. ќднако фотокинопулемет на истребителе не сработал, и победу советскому летчику не засчитали.

ѕилот Ђ”айвернаї лейтенант ƒэннис ћак арти катапультировалс€ над морем. ¬скоре его целым и невредимым выловили из воды и на вертолете доставили на палубу авианосца. јнгличане признали потерю машины, но, по их официальному за€влению, штурмовик был сбит зенитным огнем. ¬озможно, —инцов добил уже поврежденный египетскими зенитками самолет, который возвращалс€ с задани€ отдельно от группы. »ли же англичанин просто не заметил атакующий ћи√ и решил, что в его самолет попал зенитный снар€д. ѕоследние исследовани€ не смогли пролить свет на этот случай, так как участников инцидента уже нет в живых.

Ќаши инструкторы Ђотметилисьї и на »л-28.   началу войны в ≈гипте было несколько хорошо подготовленных экипажей советских летчиков дл€ этих машин. ¬ их числе и заводской экипаж »ркутского авиастроительного завода во главе с »ннокентием ¬асильевичем  узнецовым (27 побед в ¬еликой ќтечественной войне).

 ак утверждал эйр коммодор (бригадный генерал)  амал «аки, который осенью 1956-го командовал единственной на тот момент египетской эскадрильей реактивных бомбардировщиков, его подчиненные не летали на бомбежку, ограничившись только несколькими разведполетами вдоль побережь€ в самом начале конфликта.

ћежду тем, согласно израильским данным, в ночь на 1 но€бр€ египетские »лы сбросили свой смертоносный груз на территорию »зраил€ в районе киббуца –амат –ачель. ѕричем, на их перехват даже поднимались (правда, безуспешно) ночные истребители Ђћетеорї NF.13. ћожно предположить, что заводской экипаж из »ркутска, не входивший ни в одно строевое египетское подразделение и занимавшийс€ облетом самолетов после сборки, на свой страх и риск про€вил такую Ђинициативуї.
Ќесмотр€ на €ростное сопротивление египт€н, воздушные удары союзников все нарастали, и президент Ќасер прин€л дальновидное решение рассредоточить свои ¬¬— с целью сохранить максимальное количество современной авиатехники. ¬ результате советские и арабские летчики начали перегонку самолетов на самые южные аэродромы страны и в соседние дружественные ≈гипту государства - прежде всего в —ирию и —аудовскую јравию.

Ќекоторые советские источники привод€т интересный эпизод, который, впрочем, не подтверждаетс€ данными противоположной стороны. “ак, утверждаетс€, что при перегонке один из »лов с советским экипажем был атакован Ђдес€тью вражескими истребител€миї, определили и тип - британские Ђ’антерыї. Ќашим удалось уйти от преследовани€, а ответным огнем кормового стрелка два Ђангличанинаї были повреждены.

≈динственными британскими эскадриль€ми в восточном —редиземноморье, летавшими на Ђ’антерахї, были 1-€ и 34-€, которые базировались на  ипре и в »ордании. —огласно британским отчетам, пилоты этих подразделений совершили в ходе операции Ђћушкетерї всего несколько полетов над дельтой Ќила и ни в каких воздушных бо€х не участвовали.

—амым разумным объ€снением вышеописанного, по-моему, может быть то, что »л-28 был атакован экипажем израильского Ђћетеораї, который прин€л его за британскую Ђ анберруї. ≈врейские летчики доложили об инциденте с Ђ анберройї, €кобы нарушившей воздушное пространство »зраил€, в ночь с 1 на 2 но€бр€. ј ошибки в определении числа и типа непри€тельских самолетов - обычное дело на любой войне.

ѕосле высадки в —уэце англо-французского десанта и захвата им зоны канала стало €сно, что египт€не войну проиграли. ќднако вмешательство —оветского —оюза, пригрозившего «ападу открытым вооруженным противосто€нием, а также весьма прохладное отношение —Ўј к военной авантюре своих европейских партнеров спасло режим Ќасера от падени€. ј через несколько мес€цев под нажимом ќќЌ англичане и французы были вынуждены эвакуировать свои войска из зоны канала. ¬оенный проигрыш превратилс€ дл€ египетского президента в политическую победу, но это уже совсем друга€ истори€...

Ѕлагодар€ развитию информационных технологий получить информацию по любой тематике сегодн€ достаточно просто. “ак, –€занский ћузей ƒальней авиации предоставит большое количество информации на тему авиации. ѕричем информаци€ о военных самолетах и вообще о российской авиации заинтересует не только людей, увлекающихс€ данной темой, но и широкий круг пользователей »нтернета. ¬едь на самолетах летают многие из нас, но музей самолетов вр€д ли посещало много людей. “еперь по€вилась возможность это сделать в виртуальном режиме.



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку