-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ann2012

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.02.2010
Записей: 2647
Комментариев: 306
Написано: 3036


Таинственная атмосфера Санкт-Петербурга

Суббота, 01 Октября 2011 г. 19:41 + в цитатник
spb (400x300, 14Kb)
Традиционно сложившееся представление о Петербурге как о городе прагматичном и рациональном, целесообразность каждого элемента которого заранее продумана и "исчислена", странным образом уживается с представлением о Петербурге как о мистическом и ирреальном мегаполисе. Чтобы это ощутить, достаточно однажды забронировать отель в Санкт-Петербурге, приехать в этот город и хотя бы несколько дней погулять по нему. И Вы очень скоро почувствуете в нем этакое осознанное воплощение дуализма, в равной степени признающего и дух, и материю. С одной стороны, все в этом городе олицетворяет разумное начало, с другой - жизненная среда в Петербурге, по утверждению специалистов, является критической для существования человека. Крайнее напряжение человеческой психики способствует появлению так называемого "шаманского комплекса". Рубежные границы существования размываются настолько, что понять разницу между сном и бессонницей, бредом и сознанием, покоем и лихорадкой чаще всего столь же невозможно, как отличить оригинал от его двойника, отраженного в зеркальной глубине петербургских каналов.
Отсюда - существование петербургских призраков и привидений. И даже в конце рационального XIX века, как считалось, их было несколько.

Так, в Михайловском замке (на фото) призрак императора Павла 1 неоднократно играл на флажолете - старинном музыкальном инструменте, похожем на современную флейту. В первый кадетский корпус на Васильевском острове нет-нет, да и являлся солдат в николаевском мундире и аршинном кивере. А на противоположном берегу Невы, напротив Николаевского моста (ныне Лейтенанта Шмидта) жил призрак женского пола - некая тощенькая Шишига в прюнелевых башмаках и черной пелерине.
Среди студентов и преподавателей Академии художеств бытует легенда об архитекторе Кокоринове, знаменитом строителе здания Академии и ее первом директоре, который был так издерган и затравлен, что однажды будто бы покончил жизнь самоубийством на чердаке Академии. С тех пор в вечерней тишине там раздаются непонятные звуки. По слухам, это призрак архитектора бродит по чердакам и запутанным лестничным переходам...
Но это не все. Еще один призрак являлся к главным воротам той же академии по ночам, во время подъема воды в Неве. На окрик швейцара: "Кто стучит?" в ответ раздавался то ли грохот ветра, то ли рокот воды, то ли голос человеческий. Но если вслушаться, можно было разобрать примерно следующее: "Я стучу, я - скульптор Козловский, со Смоленского кладбища, весь в могиле измок и обледенел... Отвори".

В 1812 году, когда над Петербургом нависла реальная угроза наполеоновского вторжения, Александр 1 распорядился переправить памятник Петру в Вологду. Был разработан план снятия памятника с пьедестала и перевозки его с помощью специальных барж в безопасное место. Статс-секретарю Молчанову были выделены на эти цели несколько тысяч рублей.
В это время некоему капитану Батурину снится странный сон, который затем преследует его несколько ночей подряд. Во сне он видит, как Медный всадник съезжает со своей гранитной скалы и по петербургским улицам скачет к Каменному острову, где в то время находился император Александр I. Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого навстречу ему выходит озабоченный государь. "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию? - говорит ему Петр Великий. - Но до тех пор, пока я стою на своем месте, моему городу нечего опасаться". Согласно легенде, сон безвестного капитана доводят до сведения императора, в результате чего статуя Петра Великого осталась на своем месте.

Надо сказать, влияние вещих снов на жизнь Петербурга было огромным. С основанием Петербурга мир снов прочно стал составной частью городского фольклора. Так, суеверная Екатерина 1 за несколько дней до ареста влюбленного в нее камергера Монса видит во сне, как ее постель покрывается змеями. Одна из них, самая большая, бросается на царицу, обвивает кольцами ее тело и начинает душить. С большим трудом Екатерине удается самой задушить огромную змею. Тогда и все остальные мелкие змеи скатываются с ее постели.
Екатерина истолковала этот сон так: ей будут грозить большие неприятности, но в конце концов она выйдет из них невредимой. Обстоятельства сложились в пользу такого толкования. Петр 1 простил свою жену, однако с присущей ему жестокостью. как говорят, нарочно возил впечатлительную Екатерину мимо отрубленной и выставленной на показ головы камергера.
Еще раз с пророческим сном Екатерина 1 встретилась в конце своего короткого царствования. Накануне смерти ей приснилось, что она, в окружении придворных, сидит за столом. Вдруг появляется тень Петра в древнеримском одеянии и манит к себе жену. Она послушно идет к нему, и они вместе уносятся под облака. Императрица бросает взор на землю и видит там своих детей, окруженных толпою, состоящей из представителей всех наций огромной России. Все они шумно спорят. Согласно ее собственному толкованию, Екатерине предстояло скоро умереть. После ее смерти в государстве начнутся смуты. То ли сон оказался вещим, то ли легенда о сне Екатерины появилась позже, но события последующих лет подтвердили правильность его толкования.

В городском фольклоре сохранилась легенда и о необыкновенном сне знаменитого петербургского скульптора В. И. Демут-Малиновского. В 1827 году скульптор исполнил две колоссальные бронзовые фигуры быков, которые были установлены по сторонам главного входа Скотопригонного двора, построенного за два года до того на углу Царскосельской дороги и Обводного канала. Монументальные быки, установленные на гранитных постаментах, производили огромное впечатление на петербуржцев. Любил свои произведения и сам скульптор. И вот однажды ему приснилось, что изваянные им быки пришли к нему, своему творцу. Никто из друзей и знакомых скульптора не мог истолковать ему этот загадочный сон. Демут-Малиновский скончался в 1846 году, так и не разгадав тайну сновидения. Его похоронили в Александре-Невской лавре. А скульптуры быков продолжали свою самостоятельную жизнь. В 1936 году в Ленинграде, за Средней Рогаткой, был построен новый мясокомбинат, и быков установили здесь. В 1941 году, когда фронт приблизился вплотную к городу, бронзовых быков, имеющих большую художественную ценность, с помощью трактора перевезли в Лавру, где по плану руководства города должны были закопать всю наиболее ценную городскую скульптуру. Но до этого, как говорится, не дошли руки, и быки так и остались стоять у ворот в Лавру. Тогда-то и вспомнилась давняя легенда о загадочном сне Демут-Малиновского. Изваянные им быки пришли-таки к своему создателю и всю войну простояли в нескольких шагах от могилы скульптора.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку