-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ann2012

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 24.02.2010
«аписей: 2647
 омментариев: 305
Ќаписано: 3035



»стори€ по€влени€ биль€рда

—уббота, 23 »юл€ 2011 г. 17:50 + в цитатник
biljard 2 (400x300, 80Kb)“очное врем€ по€влени€ биль€рдной игры установить невозможно. »звестно лишь, что она, так же как и шахматы, очень древнего происхождени€, а родиной биль€рда €вл€етс€ јзи€; по утверждению одних - »нди€, по мнению других -  итай. “очно можно сказать одно: вообще игры в м€чи или шары были одними из первых, придуманных человеком.

÷ивилизаци€ "Ќебесной империи", будучи старше европейской, €вилась первооткрывательницей пороха, компаса и многого другого. Ќо - по странному складу китайского характера - в своем большинстве эти изобретени€ как бы замерзали на полпути и редко доводились до совершенства. “ак и "китайский биль€рд" до наших времен осталс€ лишь незамысловатой детской игрушкой.

Ќадо полагать, что в ≈вропе первые "китайские" биль€рды по€вились в XV-XVI веках. ќднако игры, которые похожи на современный биль€рд, были здесь известны гораздо раньше. Ќапример, в народной немецкой игре "Bafkespiel", попул€рной в √ермании еще в средние века, употребл€лись длинные столы с грубыми бортами и углублени€ми, куда игрок при помощи дубинки старалс€ загнать каменный шар противника.

¬ јнглии примерно в те же годы была распространена игра "Pali-Mall". ”частники этого сост€зани€ на твердо утрамбованной земл€ной площадке перекатывали несколько шаров, стара€сь провести их по определенным правилам через ворота. ¬ середине XV века многие такие игры из "садовых" превратились в "комнатные".

ƒве версии возникновени€ биль€рда в ≈вропе получили наибольшее распространение. ѕо одной - пионерами здесь €вл€ютс€ англичане, по другой - французы.

—торонники первой версии привод€т обычно сохранившеес€ письмо ћарии —тюарт к архиепископу √лазго, написанное в день ее казни 17 феврал€ 1587 года. Ћишенна€ трона шотландска€ королева и неудачна€ претендентка на трон английский упоминает про свой биль€рд и просит приготовить дл€ него место в другом помещении.

‘ранцузы с первенством англичан не соглашаютс€. ќни вспоминают корол€ ‘ранции (1461-83) Ћюдовика XI, который однажды приказал установить в своих апартаментах биль€рдный стол. ƒругие авторы приписывают изобретение биль€рда своему соотечественнику √енриху ƒелинье, жившему в период правлени€ корол€  арла IX (1560-74), который сам, по мнению историков ‘ранции, был страстным любителем этой игры. Ќапример, сообщаетс€, что он, игра€ на биль€рде в знаменитую ¬арфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года, отложил кий, схватилс€ за аркебузу и стал стрел€ть пр€мо из окон дворца по убегавшим гугенотам.

ѕозднее, при Ћюдовике XIII, во дворце ‘онтенбло был устроен биль€рдный зал, сохранившийс€ до сих пор. ¬ те времена игра проходила на небольших по размерам столах, в которых делалось до 10 луз. ¬ средней части стола возвышались небольшие воротца из железа или китового уса, через которые должны были проходить шары, и небольша€ фигурка ("король"). »гроки были вооружены короткими ки€ми, которые по виду напоминали скорее дубинки или палки-молотки.  аждый участник партии стремилс€ "своим" шаром через ворота направить "корол€" в лузу.

¬ообще, первые биль€рдные столы отличались несовершенством: борта были не упруги и, следовательно, шары от них не отражались; грубыми ки€ми-дубинками невозможно было придавать шару боковое вращение; доска, по которой перекатывались шары, была недостаточно ровной и твердой. ¬ силу этого игра на биль€рде в те далекие годы была весьма примитивной.

¬ дальнейшем, начина€ с конца XVI столети€, происходит усовершенствование биль€рда. ƒыры-лузы в бортах оборудуютс€ сетчатыми карманами, причем число их последовательно уменьшаетс€. Ѕорта стола научились подбивать шерстью, а позднее окантовывать резиной дл€ лучшего отражени€ шаров. ¬ св€зи с этим, было признано достаточным иметь на столе 6 луз. Ѕиль€рдный стол стали изготовл€ть более тщательно, причем как доски, так и борта начали обт€гивать сукном. ѕостепенно коротка€ палка-молоток уступила место длинному кию.

»гра прин€ла другой характер. »нтерес к ней резко возрос. Ќапример, в начале XVII века среди британцев среднего и высшего слоев общества биль€рд так вошел в моду, что не было сколь-нибудь крупного города, где бы не перекатывали шары как мужчины, так и представительницы слабого пола. ¬ литературе того времени есть упоминани€ о том, что дамы и девушки в пылу увлечени€ "целые дни проводили с кием в руках".

¬ладельцы биль€рдов сначала с тревогой смотрели на по€вление длинных киев и долго не хотели допускать игры с ними из-за бо€зни испортить сукно. Ќо эти опасени€ не оправдались. ѕо€вились игроки, столь искусно действовавшие кием, что их игра не только вызывала восхищение у окружающих, но и стала предметом всеобщего подражани€.

¬о ‘ранции при короле Ћюдовике XIV биль€рд среди двор€нства, так же как и в јнглии, был очень моден. ќтдавал ему дань и си€тельный монарх. ѕревосходной игрой на биль€рде можно было получить доступ к королевскому двору. ѕосто€нным партнером Ћюдовика XIV был некий Ўамиль€р. Ётот пользовавшийс€ славой сильнейшего из известных игрок сначала умышленно проиграл королю несколько партий, конечно не подр€д, но тот был доволен и утверждал, что, не будучи "профессором биль€рда", все-таки владеет кием не хуже лучшего в мире игрока. ƒоставл€емое искусством Ўамиль€ра удовольствие было вознаграждено. ≈му удалось сделать быструю карьеру. —начала он из писарей был произведен в советники при ѕарижском парламенте, потом сделалс€ контролером государственных финансов, а в 1707 году Ўамиль€р стал военным министром. ¬ XVII столетии биль€рд приобретает широкую попул€рность в √ермании и других европейских странах. —овершенствование биль€рдного стола привело и к изменению его формы. ¬начале квадратный, потом шести-, восьмиугольный и даже круглый, он в конце концов получает твердо установившуюс€ современную четырехугольную форму. ¬торой утверждаетс€ строга€, независимо от величины биль€рда, пропорциональность: длина стола всегда вдвое больше его ширины. ќказалось, что така€ компоновка, включающа€ как бы два квадрата, имеет перед другими формами р€д существенных преимуществ:
- возможно расположить на равном друг от друга рассто€нии 6 луз, что наиболее целесообразно, так как вс€кое другое их количество чересчур упрощает или, наоборот, усложн€ет игру;
- во врем€ игры легко достать с длинных бортов любой шар, наход€щийс€ в средней части стола;
- отраженные от бортов шары привод€тс€ к простейшим четырем видам ударов (от одного, двух, трех и четырех бортов);
- нар€ду с сыгрыванием шаров в лузы находит широкое применение отыгрыш;
- при покладке шаров открываетс€ простор дл€ ударов через весь биль€рд.

»зменилась и величина биль€рдных столов. ќпыт показал, что интересной игре способствуют большие их размеры.

—ледует особо отметить, что именно в –оссии, где биль€рд развивалс€ автономно, в конце концов выработалс€ свой, отечественный тип лузного биль€рда. ≈ще в 30-40-х годах прошлого века инвентарь отличалс€ большим разнообразием и непропорциональностью деталей. ѕопадались шары намного меньшего по сравнению с шириной луз диаметра; борта были или очень низки или слишком высоки, на многих столах лузы имели длинное устье, в результате чего не идеально точно пущенные шары не отталкивались от луз, а часто застревали в них. ѕри сост€зании на таких столах шансы плохих и хороших игроков уравнивались и борьба между ними тер€ла интерес.

“олько в 1850 году хороший игрок и управл€ющий биль€рдной фабрикой в ѕетербурге ј. ‘рейберг создал образец русского шестилузного биль€рда, который удовлетвор€л необходимым требовани€м:
- дл€ определенного усложнени€ игры все шары должны кластьс€ только при точных ударах, а значит ширина луз должна лишь на несколько миллиметров превышать диаметр шаров;
- в среднюю лузу шар по борту не должен падать;
- все лузы должны иметь короткие усть€, чтобы шары меньше в них застревали и была возможность сыгрывать бортовые шары в угловые лузы.

¬месте с формой стола, конструкцией луз совершенствовалась и форма выступа бортов в той их части, котора€ обт€гиваетс€ резиной. Ќа первых лузных биль€рдах этот выступ по всей высоте представл€л собой как бы сплошную вертикальную стенку.
Ўар при этом имел много точек соприкосновени€ с резиной, из-за чего отражалс€ в непредсказуемом направлении, да и технически изготовить совершенный борт было трудно.

ѕозднее московские биль€рдные мастера ўульц и Ѕригген предложили низкий борт и ограничили его наклонной плоскостью с заостренным закруглением резины. “ак дл€ игры было удобнее. Ќо заостренность закруглени€ и то, что точка соприкосновени€ шара с резиной находилась против его центра и даже несколько ниже, таили сюрпризы: при сильном ударе шар часто подскакивал вверх и затем падал на поверхность стола, быстро тер€€ при этом данную ему силу движени€.

а) —тарый борт с плоским резиновым выступом.
б) Ќизкий борт биль€рда фабр. Ўульца.
в) I Ќормальный борт.

¬ дальнейшем усили€ми многих биль€рдных специалистов, и особенно ј. ‘рейберга, был выработан так называемый "нормальный" борт. ≈му соответствует умеренное закругление резины и высота, обеспечивающа€ прикосновение шара в точке, расположенной чуть выше его центра. “ака€ форма бортов сохран€етс€ и до насто€щего времени.

ѕервые правила биль€рдной игры издал в 1674 году в городе Ћионе француз Ётьен Ћуазон. “рактовка им различных игровых моментов была сложной и недостаточно €сной. Ќо уже в этих первых правилах автор их подчеркивал, что биль€рдна€ игра не только "при€тна дл€ ума", но и полезна дл€ здоровь€. ¬ 1758 году любопытными наблюдени€ми над биль€рдной игрой поделилс€ с публикой »оганн јльбер Ёйлер, старший сын знаменитого геометра Ћеонарда Ёйлера. –езультаты своих изысканий под названием "»сследование о движении шара в горизонтальной плоскости" он опубликовал в сборнике Ѕерлинской јкадемии.

ќ самом названии игры существует несколько мнений. јнглийский автор ƒжон ¬ильк, например, отмечал, что первоначально биль€рдна€ игра имела название bal-yerds, составленное из древнесаксонских слов: bcii (м€ч) и yerds (палка).

¬ других источниках упоминаетс€ о том, что слово "биль€рд" происходит от франц. bille (шар). ¬плоть до конца 20-х годов XIX столети€ действи€ кием не отличались замысловатостью. "ƒиапазон" их ограничивалс€ простым ударом в центр шара, посредством которого невозможно было дать шару-битку произвольное направление. ѕричиной тому было залитое гипсом углубление в тонком конце ки€. ѕри попытке ударить такой нашлепкой в любую точку шара, кроме центра, происходил сбой или, как его называют, "кикс".  роме того, каждый игрок имел около себ€ несколько киев, которые регул€рно макал в жидкий гипс. —толы пачкались и имели неопр€тный вид. √ипсовые кии часто рвали сукно.

»зобретателем такого, неплохого все же дл€ своего времени гипсового ки€ считаетс€ французский офицер майор ƒуга. «а биль€рдным столом он много лет был непобедим. Ќо невозможность хорошо владеть "своим" шаром из-за несовершенства ки€ побудила игроков искать способы улучшени€ этого оруди€ игры.

¬ 1827 году французский виртуоз биль€рда ћенго изобрел круглую кожаную наклейку дл€ ки€. Ёто на первый взгл€д простое новшество произвело своего рода революцию. ѕри игре гипсовым кием требовалс€ лишь механический навык - после удара в центр шар катилс€ строго по пр€мой. “еперь, с помощью кожаной наклейки, ее изобретатель стал демонстрировать несравненно более сложные удары: шар вращалс€ и двигалс€ по искривленной траектории, вдруг сам собой останавливалс€ и откатывалс€ назад, перескакивал через другие шары и т. д. “ака€ игра вызывала у всех окружающих удивление и восхищение.

ќчередным поворотным пунктом в развитии биль€рда стало по€вление американских резиновых бортов, благодар€ которым игра усложнилась, а интерес к ней повысилс€. Ўары хорошо отражались бортами, что незамедлительно сказалось на занимательности и зрелищности игры.

¬ –оссии биль€рд по€вилс€ в начале XVI II столети€ при ѕетре 1 Ѕудучи за границей, в √олландии, и познакомившись в этой игрой, ѕетр приказал изготовить дл€ себ€ биль€рд, который стал любимым его развлечением.

ѕо примеру цар€ его приближенные тоже стали заводить у себ€ биль€рдные столы. —пуст€ некоторое врем€ игра быстро распространилась по двор€нским поместь€м, клубам, дворцам знати.

¬ –оссии с самого начала освоение биль€рда шло автономно. »менно в ћоскве и ѕетербурге по€вились не только строгие столы, на которых шары могли быть положены лишь точными ударами, но и новые интересные игры.

¬ 30-х годах XIX века в –оссии придумали "ћалую русскую пирамиду", котора€ сразу приобрела большую попул€рность. Ёта игра до сих пор остаетс€ классикой биль€рда. Ќагл€дность борьбы и разнообразие ударов никого не могут оставить равнодушными.

—реди выдающихс€ игроков прошлого особое место занимает русский писатель конца XIX-начала XX века јнатолий »ванович Ћеман. »менно ему принадлежит заслуга создани€ лучшего дл€ того времени труда под названием "“еори€ биль€рдной игры".

–ассматрива€ биль€рд как чисто спортивное зан€тие, Ћеман отмечает, что эта игра развивает характер человека. ќн с большой симпатией относилс€ к насто€щим мастерам биль€рда и утверждал, что "опытный, хороший мастер игры - это философ, стоик и знаток сердца человеческого".



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку